Skip to content
 

Препарируя трилемму-2

Благодаря kar-barabas обратил внимание на бумагу Юдаевой и Годуновой “Уроки кризиса для России: макроэкономическая политика” (Сбербанк).

Работа небольшая читается на уровне непродвинутого пользователя. Строго рекомендуется к прочтению гражданам Украины.

Цитаты от kar-barabas:

Решение о постепенном и контролируемом проведении девальвации было связано именно с паникой населения, а также с тяжелым состоянием банковской системы. Постепенная девальвация имела большие плюсы: она позволила населению сохранить свои сбережения, а банкам заработать прибыль на операциях по арбитражу между процентной ставкой по беззалоговым кредитам и темпами девальвации. Затем эта прибыль позволила стабилизировать ситуацию в банковском секторе, дала банком возможность укрепить балансы перед лицом надвигающегося кризиса «плохих» долгов.

С другой стороны, постепенная девальвация на несколько месяцев сделала спекуляцию на валютном рынке самым прибыльным бизнесом в России. Для стабилизации девальвационных настроений Банк России впоследствии был вынужден поднять процентные ставки, что также не способствовало улучшению ситуации в экономике. В итоге, помимо 200 млрд. долл. золотовалютных резервов, эта политика стоила России, по-видимому, и нескольких процентных пунктов роста ВВП в конце 2008 – начале 2009 года.

Мне понравилось вот это:

Макроэкономическая теория не дает убедительных обоснований наличия связи между экономическим ростом и валютным режимом в долгосрочной перспективе. Считается, что более стабильные валютные курсы благоприятствуют развитию торговли, однако, в странах с волатильными валютными курсами компании обходят это ограничение за счет инструментов хеджирования валютных рисков. Многочисленная эмпирическая литература также не приходит к окончательному выводу относительно наличия какой-либо устойчивой связи между валютным режимом и экономическим ростом. Таким образом, можно заключить, что подобной связи, скорее всего, не существует, а если и существует, то она опосредована другими факторами.

В работе Агиона (Aghion, Bacchetta, Ranciere, RogoffExchange rate volatility and productivity growth: the role of financial development) и др. показано, что существует связь между влиянием валютного режима на экономический рост и уровнем развития финансового сектора. Страны с хорошо развитым финансовом сектором быстрее растут при плавающем курсе, а страны со слабо развитым финансовом сектором – при фиксированном. Это, грубо говоря, объясняется тем, что волатильность курсов – соответственно, некоторая неопределенность на валютных рынках – ведет к росту стоимости кредитования, что в свою очередь ограничивает возможности для инноваций и роста.

Про ЮАР и Бразилию:

В ЮАР низкие темпы роста и высокая безработица объясняются целым рядом проблем на рынке труда и недостатком инвестиций в инфраструктуру. Сильные профсоюзы лоббируют сохранение высоких зарплат для низкоквалифицированных рабочих. Как следствие, многие безработные, особенно молодежь, имеют низкие шансы устроиться на работу. Приток рабочей силы из соседних государств лишь осложняет проблему. А политика выравнивания доступа к верхним позициям в корпорациях для негритянского населения тормозит развитие существующих и создание новых бизнесов, при этом никак не способствуя созданию рабочих мест для чернокожего населения с низкой квалификацией, среди которого и наблюдается высокая безработица. ЮАР, которая по уровню развития человеческого капитала (индекс ООН) находится на 50 месте из 55, а по качеству математического и научного образования ЮАР находится на 133 месте (из 133, индекс GCI4), нуждается именно в дополнительных рабочих местах для низкоквалифицированных рабочих. Кроме того, в стране необходимо развивать систему образования. Наконец, в последнее время стала обостряться инфраструктурная проблема, что также тормозит экономический рост.

Бразилия из-за высокого внешнего государственного долга сталкивалась на международных рынках с высокими процентными ставками, что тормозило, в том числе, и развитие частного бизнеса. Эта проблема начала терять свою остроту лишь в последнее время (c 25% к ВВП в 2003 году объем внешнего государственного долга снизился до 5% в 2008 году), и репутация Бразилии среди иностранных инвесторов существенно укрепилась. С другой стороны, для ускорения экономического роста Бразилии необходима налоговая реформа. В Бразилии действует огромное количество налогов, по уровню налоговой ставки она находится на 117 месте из 133 стран, а по уровню негативного эффекта налогообложения на ведение бизнеса – на 133.6 Для того, чтобы оплатить налоги в Бразилии, требуется 2600 часов в год – максимальное количество из 55 стран, по которым составляется индекс финансового развития WEF. Наконец, большинство компаний в Бразилии видят налогообложение самым существенным препятствием для ведения бизнеса. Еще одна реформа, необходимая для повышения темпов роста, – реформа системы социальной поддержки.

И в качестве выводов:

Подводя итоги, можно сказать, что долгосрочная макроэкономическая политика в рассматриваемых странах (Бразилия, Польша, ЮАР) хотя и имела недостатки и не давала тех темпов роста, которые наблюдались в России в предкризисный период, имела два больших плюса:

1)      она препятствовала экономическому перегреву и возникновению пузырей на рынке акций и жилья – именно эти явления повлекли за собой глубокого падения во многих странах, в том числе в России

2)      способствовала повышению доверия к национальной валюте, что помогло экономической стабилизации в период резкого колебания валютных курсов на острой фазе кризиса.

Нужно ли в этой связи переходить к строгому режиму инфляционного таргетирования? Последние научные исследования показывают, что для стран с сильной зависимостью от сырьевых цен оптимальным правилом денежной политики является таргетирование инфляции, совмещаемое с коррекцией сильных колебаний валютного курса7. То есть основное внимание уделяется именно достижению целей по инфляции, а задача по стабилизации курса хотя и сохраняется, но является вторичной. На практике страны – производители сырьевых товаров, перешедшие к инфляционному таргетированию (Чили, Бразилия и др.), поступают именно таким образом. Основным инструментом политики для них является процентная ставка, которая реагирует и на отклонения прогнозируемой инфляции от целевой, и на изменения курса. Валютные интервенции могут использоваться, но только как вспомогательные.

Чтобы в очередной раз не потерять контроль над инфляцией в эпоху значительных международных потоков капитала, Банку России, видимо, нужно задуматься о переходе к процентной ставке как к основному инструменту денежной политики. Широкий валютный коридор, позволяющий сгладить чрезмерные колебания курса, в этих условиях вполне может быть сохранен. Главное, денежная политика должна стать гораздо более понятной и прозрачной. Простой публикации «Основных направлений» недостаточно. Надо ввести инструмент регулярных заседаний Комитета по денежной политике и публикации решений по их результатам с комментариями. Необходимо постоянно разъяснять населению и бизнесу цели денежно-кредитной политики, меры, предпринимаемые для их достижения, оценивать действенность принимаемых решений, а также выявлять причины несоответствия заявленным целям. Председатели центральных банков – одни из наиболее публичных людей в своих странах. В России это не так, и эту ситуацию также надо менять.

_____________

От себя. Все та же проблема: фиксированый валютный курс прибавляет несколько дополнительных % пунктов к росту ВВП в течении определенного периода (что в долгосрочном периоде имеет катастрофически важное значение). При этом, не факт, что последующий финансовый кризис (неизбежное последствие фиксированного курса для сравнительно небольших экономик) не нивелирует все преимущество дополнительных % пунктов роста ВВП (приведенная в работе идея о том что “..российский ввп все еще выше начиная с ООх..” попросту некорректна в силу эффекта базы). В любом случае, всему свое время и таргетируемую инфляцию еще нужно заслужить планомерным развитием институциональной среды.  И несколько отступая от темы, реальные предпослыки появления реального валютного рынка в Украине будут решающим факторов в вопросе будущего экономического роста (после выравнивания торгового баланса).

 

Leave a Reply