Skip to content
 

Протекционизм в потсоветских странах

Тема посткризисного протекционизма достаточно богата и интересна, чтобы имело смысл уделить ей определённое внимание. Постсоветские государства в этом контексте особенно интересны, ведь именно к этой группе относится страна, лидирующая сейчас в мире по количеству протекционистских мер – РФ (от ближайшего конкурента – Аргентины – отрыв почти двукратный). Информация о протекционистских мерах интересна не только в контексте состояния и перспектив внешней торговли в тех или иных странах и регионах, она еще и неплохо характеризует специфику экономических (и властных) отношений внутри разных государств. Тем более, если есть возможность разбить список мер по типам – а у нас таковая имеется, что и показано в следующей табличке. Данные взяты с сайта Global Trade Alert – проекта CEPR.

Больше всего бросается в глаза, конечно, количество протекционистских мер со стороны Россиийской Федерации. Причём, объяснить это не-членством в ВТО нельзя никак – Казахстан и Беларусь, обе постсоветские страны с похожими на Россию проблемами, спецификой экономических и политических отношений, а первая еще и сырьевая экономика, как и РФ, не являются членами ВТО, при этом, ничего подобного российскому разгулу протекционизма там не наблюдается, то есть, мы имеем дело именно с российской спецификой. Из интересных подробностей хочу отметить, во-первых, количество в РФ бейлаутов и господдержки структур, непосредственно связанных с внешней торговлей (явление, на мой взгляд, связанное, в первую очередь, с тесным перепрелетением экономических и номенклатурных интересов внутри российского истеблишмента), во-вторых, такие меры, как учреждение в посткризисное время государственных торговых предприятий (чего из G20 и приведенных в таблице постсоветских стран не сделал никто) и пяти госкомпаний (две на всю Большую Двадцатку и ноль в других постсоветских странах). Ну и, конечно, санитарные и фитосанитарные меры, куда же без них:) На фоне России, остальные постсоветские страны смотрятся светочами фритрейдерства и никаких особых отличий от средних по Большой Двадцатке показателей не демонстрируют.

Оправдан ли российский протекционизм с точки зрения экономического развития? На мой взгляд, безусловно, нет, как и любая протекционстская стратегия на постсоветском пространстве, за исключением краткосрочных мер, гасящих какие-либо явления шокового характера и мер торговой защиты. Дело в том, что проблемы постсоветских экономик носят, в первую очередь, структурный – неспособность производить конкурентоспособную по соотношению цены и качества продукцию – и институциональный – отрицательный, или близкий к отрицательному, конкурентный отбор, препятствия на пути возникновения и роста новых фирм, чрезмерная зарегулированность и т.д. характер. Протекционизм не просто не помогает разрешить этих проблем – он их консервирует и даже стимулирует, устраняя “качественную” конкуренцию со стороны зарубежных фирм и ослабляя стимулы к остро необходимым реформам. При этом, в экономические проблемы упирается развитие и даже само существование постсоветских государств – о какой протекционистской стратегии вообще может идти речь в этой ситуации? По моему мнению, происходящее в РФ, с точки зрения перспектив российской экономики, является тревожным знаком.

Однако, отрешимся от мер и посмотрим состояние тарифов на импорт в 2009-м (данные с Market Access Map):

Как видим, по размеру тарифов среди постсоветских стран выделяются Беларусь и всё та же РФ, у которых тарифная политика довольно-таки похожа. Следующим, с уровнем очень близким к среднему по Большой Двадцатке, идёт Казахстан, потом более либеральные Украина, Грузия и Молдова и наиболее низкими являются ЕС-овские тарифы в прибалтийских государствах. РФ и тут смотрится протекционистским государством, но такого отрыва, как по протекционистским мерам, в тарифной политике нет – как ни странно, она более-менее одинакова у всех БРИК-ов,при всём моём ироничном отношении к подобному группированию (впрочем, в Китае истинный уровень тарифов значительно ниже официально заявленного, т.к. во “вратах Китая” – Гонконге – импортные тарифы равны нулю и там уже вступают в дело схемы по перегонке импорта на материк под видом местного производства).

В целом, вынужден с некоторым удивлением отметить, что, за исключением РФ, уровень протекционизма в постсоветских странах не так уж и высок, что характеризует их весьма положительно. Про Россию я уже написал выше – тут я тоже был удивлён, правда, не так приятно.

 

Leave a Reply