Skip to content
 

К вопросу о полезности восточноевропейских мигрантов для западноевропейских госфинансов

На Воксе вывесили весьма небезинтересный материал, посвящённый вопросу влияния мигрантов из Восточной Европы на финансы западноевропейских государств.

Материал полемизирует с полисимейкерами подавляющего большинства стран-членов ЕС из Западной Европы, требующими продления дискриминационных мер по отношению к восточноевропейской рабочей силе, введённых в процессе вступления восточноевропейских стран в ЕС в 2004 и 2007 гг. Автор утверждает, что, цитирую not only is there no evidence of widespread abuse of welfare systems by eastern European migrants – if anything, public finances in the richer EU15 countries appear to have gained from their eastern European post-enlargement immigration, also when no access restrictions have been in place. В подтверждение своего утверждения он ссылается на собственное исследование, сделанное на шведском материале, т.к. Швеция вышеописанных дискриминационных мер не вводила:

Таблица сравнивает средние доходы и расходы бюджета, связанные со средним иммигрантом и средним гражданином Швеции. Положительный знак означает большие доходы либо меньшие расходы, связанные со средним иммигрантом, отрицательные – наоборот, большие доходы либо меньшие расходы. Автор отдельно предлагает два совокупных показателя: с учётом бюджетного профицита (был нетипично большим в 2007 году) и без учёта.

Результат весьма показателен – иммигранты приносят казне больше, чем местное население. Несмотря на то, что средний иммигрант платит в казну существенно меньше, из-за, как правило, более низкого уровня доходов, получает из казны он ещё меньше. Две основные статьи экономики – пенсии и расходы на заботу о престарелых, за ними следуют больничные расходы и расходы, связанные с ранним выходом на пенсию. Иными словами, иммигранты, в основном, не являются стариками (или не являются реципиентами “возрастных” социальных выплат) и это значительно снижает связанную с ними бюджетную нагрузку. Впрочем, по оценкам автора даже с учётом возможного старения иммигрантов и при условии, что они не вернутся к этому времени в родные страны (что вполне вероятно), в целом они будут оставаться чистым источником доходов для госбюджетов, а не чистой статьёй расходов.

Согласно автору, к аналогичным и даже более сильным выводам пришло также другое исследование – Dustmann, Christian, Tommaso Frattini and Caroline Halls, “Assessing the fiscal costs and benefits of A8 migration to the UK”, Fiscal Studies, 31 (2010): 1-41 – сделанное на британском материале. В последнем положительный экономический эффект был выражен ещё сильнее.

Автор заметки предполагает, что Швеция и Британия, ввиду разной степени распространённости языков, разного уровня социального обеспечения и т.п. представляют собой крайние точки возможного коридора значений экономического эффекта от иммигрантов из Восточной Европы для бюджетов западноевропейских экономик, Швеция – нижняя граница, Британия – верхняя граница.

Ознакомиться с полным текстом исследования можно по этой ссылке – http://www.economics.handels.gu.se/digitalAssets/1455/1455743_free-immigration-and-welfare-access.pdf

 

Leave a Reply