Skip to content
 

К вопросу о методологии расчёта военных расходов

Стандартную методологию определения расходов на оборону в рамках функциональной классификации государственных расходов даёт классификация ООН COFOG (Classification of the Functions of Government) – http://unstats.un.org/unsd/cr/registry/regcst.asp?Cl=4

В рамках этой классификации, к расходам на оборону относятся (http://unstats.un.org/unsd/cr/registry/regcs.asp?Cl=4&Lg=1&Co=02):

- расходы на военную оборону;

- расходы на гражданскую оборону;

- расходы на военную помощь иностранным реципиентам;

- расходы на исследования в военной сфере и сфере ВПК;

- другие военные расходы (в основном, управленческого, юридического и т.п. характера).

К военным расходам в рамках COFOG относятся (http://unstats.un.org/unsd/cr/registry/regcs.asp?Cl=4&Lg=1&Co=02.1.0):

- расходы на управление вооружёнными силами;

- расходы на деятельность наземных, воздушных, морских и космических вооружённых сил;

- расходы на деятельность инженерных, транспортных, связи, разведывательных, управляющих персоналом и других небоевых видов вооружённых сил;

- расходы на деятельность либо поддержание резервных и других вспомогательных видов вооружённых сил.

Важный момент – учёт расходов в рамках COFOG ведётся не поведомственно, а функционально. Если в рамках одного ведомства есть как расходы оборонного характера, так и расходы необоронного характера, к оборонным расходам в рамках COFOG будет отнесена только первая часть расходов. Стоит также обратить внимание на то, что такие расходы, как социальная поддержка военнослужащих или их семей, строительство жилья для военных и расходы на военное образование в рамках COFOG в военные расходы не включаются.

В Украине публикуются отчёты о выполнении консолидированного бюджета в функциональной классификации, соответствующей COFOG – http://www.treasury.gov.ua/main/doccatalog/document?id=257807

За 2014 год в нём для расходов на оборону даётся цифра в 27.3 млрд гривен, или 1.75% от ВВП. В плановых показателях на 2015 год, указываемых в отчёте за 2 квартал 2015 года – http://www.treasury.gov.ua/main/doccatalog/document?id=278812 – даётся цифра в 46.1 млрд гривен или 2.5% от ожидаемого МВФ в 2015 году ВВП.

Есть и другая методология, в рамках которой существует база данных военных расходов для большинства государств мира с 1988 года (для стран НАТО – с 1949 года) – http://www.sipri.org/research/armaments/milex/milex_database. Речь о методологии Стокгольмского международного института исследования мира – SIPRI.

Определение военных расходов от SIPRI можно взять здесь: http://www.sipri.org/research/armaments/milex/milex_database/definitions

Согласно ему, к военным расходам относятся все виды текущих и капитальных расходов на:

- вооружённые силы, включая миротворцев;

- правительственные ведомства, занятые вопросами обороны и оборонными проектами;

- парамилитарные силы, когда они оцениваются как подготовленные, экипированные и доступные для применения в военных операциях;

- военно-космические проекты.

В расходы включаются:

- расходы на военный и гражданский персонал вооружённых сил, включая социальные расходы, выплаты при увольнении и т.п.;

- операционная деятельность;

- закупки;

- исследования и разработки в военной сфере;

- военное строительство;

- военная помощь иностранным реципиентам.

В расходы не входят пенсии и прочие выплаты ветеранам, демобилизация, конверсия и утилизация, а также расходы на гражданскую оборону.

Следует отметить, что, применительно к Украине, SIPRI систематически оценивает расходы выше, чем функциональная классификация по COFOG из украинской бюджетной статистики. Так, за 2014 год Институт оценил военные расходы Украины в 47 млрд гривен или 3.1% от ВВП. Это связано с более широким определением военных расходов в методологии Института по сравнению с COFOG, а также, по-видимому, с включением в военные расходы расходов на те подразделения МВД и других ведомств, которые Институт относит к боеспособным с военной точки зрения формированиям.

 

Leave a Reply