Skip to content
 

Экономические реформы-2016

Изначально опубликовано в фейсбуке – https://www.facebook.com/paul.kukhta/posts/1075585565826555

Раз уж у нас идёт обновление правительства – и даже появился шанс на его улучшение – поделюсь своим взглядом на то, какой должна быть реформистская agenda в экономическом и прилегающих блоках до конца года для обновлённой исполнительной власти.

Фискальная политика
1. Продолжение курса на снижение доли государства в экономике:
- запуск программы комплексного пересмотра государственных расходов по схеме, апробированной в своё время в Канаде (ждите в ближайшее время рисёрч на эту тему);
- продолжение реформы госзакупок, верификации получателей пенсий и соцвыплат и прочих реформ, повышающих эффективность госрасходов;
- по итогам года, продолжение снижения ставок налогов на заработные платы вслед за снижением доли госрасходов в ВВП.

2. Привлечение и использование финансирования МФО, доступного для инвестпроектов в Украине, которое сейчас, из-за бестолковости и отсутствия интереса со стороны чиновников на местах и в ряде центральных ведомств, не используется. У нас есть возможность, как минимум, в ближайшие 2 года, покрывать большую часть капитальных расходов государства за счёт МФО, при этом, последние ещё и обеспечивают относительно качественный контроль за реализацией проектов (читай – не дают всё разворовать и ничего не сделать, как это бывает с проектами за бюджетный счёт).

3. Завершение налоговой реформы путём сведения в единое целое всех наявных реформистских предложений.

Экономическая политика
1. Устранение “узких мест” в инвестиционным климате, с упором на иностранных инвесторов:
- полноценный запуск офиса крупных плательщиков в ГФС;
- окончательное решение проблемы возмещения НДС экспортёрам, с внедрением механизма 100% гарантирования возмещения хотя бы для компаний, обслуживаемых в офисе крупных плательщиков;
- достижение договорённости с НБУ о, в меру возможного, быстрой отмене капитальных ограничений на перечисление дивидендов и других капограничений, формирование плана их отмены; (Maria Repko, поправь, если где-то неправ)
- создание специального суда для обслуживания крупных инвесторов, с привлечением к процессу судопроизводства лиц, которым бизнес заведомо доверяет (найм зарубежных судей, контроль со стороны board с участием иностранцев и т.п., схемы как раз сейчас обсуждаются);
- реализация, насколько это возможно, принятой правительственной программы по повышению рейтинга Украины в Doing Business;
- запуск программы привлечения иностранных инвесторов на уровне первых лиц государства.

2. Приватизация. Продать всё, что не имеет стратегического значения и не является невосполнимым природным ресурсом (Andriy Boytsun, всё правильно сказал?). На данный момент, по-максимуму сбросить госпредприятия с баланса государства – лучшая антикоррупционная мера. Без неё, высасывание из госпредприятий доходов, социализация их убытков и скупание на коррупционные доходы чиновников и депутатов никогда не закончится.

3. Продолжение дерегуляции, полноценный запуск регуляторной гильотины. В этом направлении уже сделано достаточно много, но многие вещи, особенно плохо состыкующиеся со стереотипными представлениями политиков старой закалки об электорате, остались несделанными. Для меня лакмусовой бумажкой является отмена ценового регулирования “социально значимых” пищевых товаров – регулирования, которое никак не снижает цены на еду для бедных, убивает целые подотрасли пищевой промышленности, плодит взяточничество, но при этом всё равно остаётся неприкосновенной священной коровой, на которой готовы рекламироваться популисты всех мастей.

4. Продолжение проактивной торговой политики, максимальная институциональная поддержка выхода украинских компаний на внешние рынки. От иллюзий о том, что мы должны ориентироваться на внутренний рынок, восстановление цен на сырьё или китайские кредиты (до чего недавно договорился один бывший замминистра), как на драйвер экономического роста, пора отказываться. Нормальный способ восстановления и развития для Украины сейчас – экспортно-ориентированная экономика, перестраивающаяся с производства сырья на производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Образование
1. Внедрение системы опорных школ. Эта реформа позволит добиться более эффективного использования бюджетных средств в среднем образовании и повысить качество этого самого среднего образования.

2. Реформирование системы финансирования высшего образования – в частности, архаичной и оторванной от реальности системы госзаказа на бюджетные места в ВУЗах.
Моё мнение – от государственного заказа нужно полностью отказываться, дать небольшой объём денег на оплату обучения малоимущим абитуриентам с очень высокими результатами по ЗНО, ВУЗам предоставить полную автономию и возможность самостоятельно устанавливать цены на свои услуги и набирать студентов на контракт. Снижение госрасходов использовать для дальнейшего снижения налоговой нагрузки на заработные платы.

Здравоохранение
1. Давно перезревшая автономизация медицинских учреждений. В идеале, её нужно реализовать законодательно, однако, комитет здравоохранения ВРУ (считающийся худшим в Раде) реформу блокирует и заставляет идти другим путём – через превращение медучреждений в коммунальные предприятия на уровне местных властей. В любом случае, без автономизации реформа здравоохранения в Украине невозможна – а, значит, и улучшение здоровья украинцев и снижение их расходов на здравоохранение (суммарно доля частных и государственных расходов в ВВП Украины выше, чем у соседних восточноевропейских стран, при гораздо худшем результате).

2. Предоставление возможности местным властям (как минимум, объединённым общинам) самостоятельно заключать контракты с медучреждениями о медицинском обслуживании своих граждан. Запускает в систему механизм конкуренции.

Pavlo Kovtonyuk Ябчанка Олександр поправьте, если где-то ошибка.

Социальная политика
1. Реформирование Министерства социальной политики – смена руководства до уровня, как минимум, руководителей департаментов, создание в ведомстве офиса реформ. На данный момент, министерство, через которое проходит почти половина государственных расходов, является реликтом из 90-х, с советской корпоративной культурой, бестолковым управлением и полным нежеланием что-либо менять в своей сфере. Результатом этого является отсутствие реформ в социальной политике и активное сопротивление попыткам любых других игроков их делать (от других министерств до депутатов и НГО) со стороны министерства.

2. Выбор схемы реформирования пенсионной системы и подстраивание государственной политики в других сферах (в первую очередь, фискальной и регулирования финсектора) под выбранную схему. Возможные варианты:
1) реанимация принципа социального страхования – ограничен необходимостью снижать налоги на зарплату (что значительно важнее, чем принцип социального страхования) и может стоить дороже других вариантов;
2) продолжение движения в сторону превращения пенсионной системы в систему социальной поддержки для пожилых граждан и введение накопительной системы, как комплиментарной к такой системе социальной поддержки, – вариант, который я считаю предпочтительным;
3) комбинация из вышеописанных вариантов – например, небольшая базовая пенсия + небольшая страховая часть + небольшая накопительная часть.
Ключевое ограничение – выбранная схема не должна мешать снижению налогов на заработные платы (как минимум, не должна приводить к их повышению).
Иллюзий по поводу возможности провести реформу уже в этом году я бы не испытывал, кроме того, она, в любом случае, займёт длительное время. Но пенсионная система цепляет ряд других вопросов, для принятия решений в которых нужно понимать, куда мы движемся в пенсионном вопросе, именно поэтому нужно выбрать схему реформирования.

Анти-коррупция и госуправление
Я бы не хотел лезть в область, в которой не специализируюсь, но три вещи считаю необходимым отметить.

1. Создание специального суда с иностранным oversight для grand corruption cases, которыми занимаются НАБУ и спецпрокуратура. На данный момент, цепочка из НАБУ и спецпрокуратуры неполна, т.к. судить расследованные ими дела будут коррумпированные суды, с понятным результатом. В цепочке нужен третий элемент – специальный некоррумпированный суд, который будет способен сажать высокопоставленных коррупционеров. Наличие такого суда создало бы в стране завершённый механизм по борьбе с grand corruption – и дало бы шанс на постепенное излечение от этого смертельного недуга.

Идея уже сформулирована в среде анти-коррупционщиков и даже была обкатана с европейцами на Украинской неделе в Брюсселе. Официальная поддержка со стороны правительства увеличила бы шансы внедрить этот крайне важный для борьбы с коррупцией механизм.

2. Продолжение курса на открытие данных – E-Data, раскрытие данных по госпредприятиям, инициативы Мининфрастуктуры и т.п. На мой взгляд, правильным шагом было бы снятие грифа секретности с Государственного оборонного заказа и раскрытие данных по военным закупкам. Это совершенно без проблем делают страны НАТО (собственно, у меня нет никаких сомнений, что наш российский враг имеет достаточно агентуры для раздобытия данных о составе нашего оборонного заказа, да и мы знаем их заказ) и сильно помогло бы в Украине.

3. Продолжение децентрализации. Данная реформа имеет консенсусную поддержку и я за неё более-менее спокоен, но не упомянуть её нельзя.

Это, безусловно, не все задачи, которые встанут перед правительством, но, на мой взгляд, это достаточный список реформ на 2016 год в экономической и примыкающих к ней сферах. С моей точки зрения, проведения этих реформ было бы достаточно для успешного рывка страны вперёд и выхода на более высокую кривую производительности (и получения 2+ баллов в среднем по итогам года в Imore Index:)). Если бы я был главой правительства, в экономическом и прилегающих блоках я бы сформировал для себя именно такую agenda и её бы придерживался.

 

Leave a Reply