Skip to content
 

Военные расходы Украины и других стран по ППС

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1116981415020303&set=a.636659703052479.1073741826.100001253655459&type=3&theater

Последствием глубокой девальвации 2014-2015 годов стало резкое снижение номинального долларового ВВП Украины, несообразное падению реального ВВП. Это привело к искажению определённых международных бенчмарков – в частности, долларовых военных расходов, которые, несмотря на стремительное наращивание финансирования обороны, на первый взгляд выглядят низкими – ниже чем у, например, не воюющей и в четыре раза меньшей по населению Греции.

В реальности, номинальный показатель долларовых расходов в нынешних условиях плохо отображает реальные ресурсы, вкладываемые в военные нужды Украиной. Большая часть военных расходов идёт на финансирование заработных плат и обеспечение войск – цена этих расходов в большей степени определяется ценами на внутреннем рынке, безотносительно текущего курса валюты. Если цены на внутреннем рынке после девальвации в валюте значительно ниже, чем в других странах, то и тратить на зарплаты и закупку местных товаров и услуг можно значительно меньше, получая, при этом, то же количество нанятого персонала, а также тот же объём товаров и услуг. Более того, даже продукция украинской военной промышленности, теоретически являющаяся торгуемым товаром, цена на который для внешнего и внутреннего рынков должна была бы быть одинаковой, в реальности, из-за искажённости рынков вооружений и “плановое” обеспечение потребностей армии по нормированным ценам, также стоит для ВСУ и прочих силовых структур дешевле, чем должна была бы стоить в валютном выражении.

В такой ситуации, для корректного сравнения военных расходов с другими странами, необходимо вносить поправки на разницу в ценах между ними и Украиной. В идеале, разницу в ценах нужно было бы померить конкретно для товаров и услуг, используемых военными, однако, в отсутствие необходимых данных, можно воспользоваться обычным паритетом покупательной способности (ППС), данные по которому даёт МВФ.

Для удобства сравнения я сделал табличку, в которой страны сгруппированы следующим образом:

1. Фиолетовым выделены ряд стран небольшого-среднего размера, находящихся под внешней угрозой, затрачивающих на нужды значительные ресурсы и обладающих призывной либо отмобилизованной армией. Сюда же отнесена и Украина.

2. Голубым выделены восточноевропейские страны-члены НАТО.

3. Салатовым выделены постсоветские страны, кроме РФ.

4. Синие – западноевропейские члены НАТО и Япония.

5. Красные – не относящиеся к развитым странам “великие державы” из БРИКС.

6. Оранжевые – две милитаризованные страны Ближнего Востока, включая мирового чемпиона по военным расходам: Саудовскую Аравию.

При таком сравнении видно, что Украина как по доле военных расходов в ВВП, так и по военным расходам по ППС, довольно чётко попадает в группу милитаризованных небольших и среднего размера стран, испытывающих внешнюю угрозу. Собственно, по этим показателям мы довольно близки к, как ни странно, Израилю, правда, при более низком уровне мобилизации населения.

При этом, следует отметить, что армии этих стран, из-за необходимости пребывать в боеготовности, количественно достаточно велики и это снижает показатель расходов на одного военнослужащего. Например, показатель тяготеющей с точки зрения расходов и нагрузки на ВВП к тому же клубу “угрожаемых государств” Польши, из-за малого числа военнослужащих, оказывается несообразно большим.

Из данных видны ещё некоторые интересные вещи:

- восточноевропейские страны, кроме Польши, пока не стремятся наращивать военные расходы и входить в число “угрожаемых государств”, даже находящаяся на переднем крае уязвимая Литва. В то же время, Польша явно занимается активным военным строительством;

- военные расходы входящей в БРИКС неразвитой части “великих держав” огромны в любом измерении, даже для бедной Индии и относительно малоактивной в военном отношении Бразилии. К нашему противнику – РФ – это относится в полной мере. Россияне бросают на военные нужды огромные ресурсы и это означает, что большие ресурсы на военные нужды будем тратить и мы;

- Молдова, несмотря на наличие неразрешённого Приднестровского конфликта, милитаризована крайне незначительно. Собствено, насколько мне известно, вооружённые силы Приднестровского анклава на данный момент существенно превосходят армию Молдовы – в своей политике в данном регионе Украине это необходимо учитывать;

- западноевропейские члены НАТО по-отдельности выделяют на военные нужды меньшие ресурсы чем страны БРИКС, однако, в сумме их расходы (и военная мощь их совокупных армий) со странами БРИКС сопоставимы. При этом, в табличке нет США, чьи военные расходы больше, чем у всех представленных в ней стран вместе взятых.

Из данных можно сделать два ключевых вывода:

А. Украина тратит на военные нужды относительно адекватные ресурсы, схожие с тем, сколько тратят другие пребывающие под военной угрозой страны. Говорить о неадекватно низком уровне расходов не приходится – скорее, тепер вопрос в том, чтобы использовать эти ресурсы с максимальным КПД.

Б. Учитывая объёмы ресурсов, выделяемые на военные нужды нашим противником, масштаб и характер исходящей от нешо угрозы – в обозримом будущем, мы должны ориентироваться на поддержание военных расходов на нынешнем высоком уровне, возможностей для их снижения у страны нет и не предвидится.

 

Leave a Reply